К 30-летию участия сотрудников ЦГСЭН 122 в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
26 апреля 2016 года исполняется 30 лет со дня события, затронувшего судьбы миллионов людей: на Чернобыльской атомной станции произошла крупнейшая за всю историю атомной энергетики авария. Из разрушенного взрывом четвертого энергоблока в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных продуктов. После взрыва еще более 10 суток продолжалось истечение струи парогазовой смеси, содержавшей радионуклиды, накопившиеся в реакторе за время эксплуатации. В результате аварии радиоактивному облучению подверглось население на значительной территории СССР и некоторых территориях западной Европы.
Повышенные уровни радиации получили некоторые ликвидаторы аварии и ее последствий, работавшие в 30-километровой зоне в 1986 году. Не всех, принявших в первые часы на себя удар, удалось спасти. По прошествии 29 лет после аварии хотелось бы вспомнить прежде всего о том, что на помощь Чернобылю пришла вся страна. Уже в день аварии, 26 апреля 1986 года была образована Правительственная комиссия. К ликвидации последствий аварии были привлечены огромные человеческие, материальные и научные ресурсы. В этом деле почти все было неизвестным, предсказать последствия сразу было почти невозможно, но труд первопроходцев был поистине героическим: люди не жалели сил и здоровья, стремились сделать все от них зависящее.
Из ранее работающих и нынешних сотрудников ЦГСЭН 122 в Зоне ЧАЭС были Ершов И.Ю., Афанасьев С.В., Демин С.Н., Хитун И.И., Чухлатая Н.В., Зюзина Э.Д.
Среди огромного числа задач, которые приходилось решать при ликвидации аварии на ЧАЭС, одной из существенных было обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах работы и проживания ликвидаторов. Уже в первые часы поле аварии в Чернобыль по указанию руководства Третьего Главного управления при Минздраве СССР выехала бригада в составе Левицкого В.В., Филатова А.С., Сергеева Б.В., Селидовкина Г.Д., Копаева В.В., Хруща В.Т. и др. для оказания помощи медико-санитарной части №126, уточнения радиационной обстановки, а также для подготовки предложений по эвакуации населения г. Припять. В тот же день в г. Припять выехали Первый заместитель Министра здравоохранения, Главный государственный санитарный врач СССР Воробьев Е.И. и заместители начальника Третьего ГУ при Минздраве СССР Горбачевский В.С. и Туровский В.Д. Были решены вопросы госпитализации пострадавших ликвидаторов в специализированную клиническую больницу № 6 и эвакуации населения из г. Припять.
Основная задача госсаннадзора в апреле-июле 1986 года заключалась в организации в ведомствах, участвующих в ликвидации аварии на ЧАЭС служб индивидуального дозиметрического контроля, пунктов дезактивации персонала спецтехники, контроля обеспеченности средствами индивидуальной защиты, контроля радиационной обстановки в местах проживания, питания, работы ликвидаторов. Кроме того, создана эшелонированная лабораторная и материальная база в пяти районах, с приданием необходимых кадров. Центральная база была развернута в июне 1986 года в районе станции Тетерев с дополнительными отделами в поселках Зеленый Мыс, Страхолесье (плавучая база «Белые пароходы»), Глебовка, Ковшиловка и Иванково.
Организационно-методическое руководство осуществлялось через группу специалистов, которые дислоцировались в г. Чернобыле при Правительственной комиссии. Работа, в основном, была организована по принципу подвижных санэпидотрядов, которые обеспечивали контроль за каждым объектом.
В июне 1986 г. в составе МСЧ-126 были организованы три мобильных санитарно-гигиенических отделения, в функции которых входил санитарно-эпидемиологический надзор более чем за 80 объектами тридцатикилометровой зоны.
Организационно-методическая и практическая работа возлагалась на 9-е управление 3 ГУ при Минздраве СССР и Центральную санэпидстанцию при Минздраве СССР, которые обеспечивали ежемесячные подбор и направление врачей и средних медицинских работников в район Чернобыльской АЭС.
Учитывая сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку в 30-ти километровой зоне Чернобыльской АЭС, вызванную неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием объектов водоснабжения, питания рабочих, крайней перегрузкой столовых, пищеблоков, необеспеченностью их холодной и горячей водой, канализацией, и в целях недопущения в этих условиях массовых кишечных инфекций и пищевых отравлений сотрудниками санэпидслужбы ежедневно перед началом работы проводился осмотр персонала на гнойничковые заболевания, проверялась работа технологического оборудования и санитарно-техническое состояние всего объекта.
Представители Госсаннадзора еженедельно делали сообщения на Правительственной комиссии о радиационной обстановке в местах проживания, питания ликвидаторов, об инфекционной заболеваемости и санитарно-техническом состоянии объектов.
Практически за каждым пищевым и коммунальным объектом были закреплены санитарные врачи или помощники санитарных врачей с проведением ежедневного лабораторного контроля за условиями транспортировки, хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов, а также за санитарно-гигиенической и радиационной обстановкой в местах работы и проживания персонала.
В зону работ по ликвидации аварии на ЧАЭС ежемесячно направлялось от 20 до 40 специалистов госсанэпиднадзора (главные врачи СЭС ЦМСЧ/МСЧ, врачи по радиационной гигиене, гигиене труда, гигиене питания, коммунальной гигиене, гигиене труда и радиационной гигиене, врачи-эпидемиологи, инженеры-физики и инженеры-химики, помощники санитарных врачей и эпидемиологов), техники-физики и химики и др. медицинские и технические работники СЭС. Работа специалистов строилась по вахтовому методу.
От СЭС МСЧ № 24, 122 в 1986-1987 гг. в Зоне ЧАЭС в вахтах участвовали Ершов И.Ю., Афанасьев С.В., Хитун И.И., Чухлатая Н.В., Зюзина Э.Д., Демин С.Н..
По данным регистра у представителей Минздрава накопленные дозы от внешнего облучения в 1986 г. составили 0,128 Зв, доза на легкие за счет внутреннего облучения от инкорпорированных радионуклидов достигала – 0,52 Зв у курильщиков. Кроме того, в организм поступали с вдыхаемым воздухом вещества, в концентрациях выше ПДК (бор, свинец и др.), сбрасываемые в реактор для гашения ядерной реакции и предотвращения распространения продуктов ядерного деления с атмосферным воздухом.
Созданная и апробированная система санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проводимых в экстремальных условиях себя вполне оправдала. Подтверждением этому является отсутствие за весь период ликвидации последствий аварии на ЧАЭС эпидемических вспышек и массовых пищевых отравлений.
За мужество и самоотверженность, проявленные при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Указом Президента Российской Федерации от 20.06.96 г. сотрудники ЦГСЭН № 122 Афанасьев С.В., Ершов И.Ю., Демин С.Н. награждены орденом «Мужества», а Н.В. Чухлатая и И.И. Хитун награждены медалью «За спасение погибавших».